Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В случае трудности посещения дошкольного учреждения, МБДОУ "Д/с № 46" оказывает следующие образовательные услуги на дому (при наличии необходимых документов): обучение на дому по основной дошкольной образовательной программе. Дистанционно Вы можете получить консультацию или ответ на ваш вопрос, воспользовавшись нашим сайтом, в разделе «Обратная связь». Ваше обращение будет переадресовано специалисту, и вы получите ответ на указанный электронный адрес.
В МБДОУ имеются следующие специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог.
В МБДОУ предусмотрены: кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, музыкальный (физкультурный) зал.
В ДОО функционирует 5 возрастных групп общеразвивающей и комбинированной направленности, в состав которых входят игровые комнаты, приемные, спальни, туалетные:
- I младшая группа
- II младшая группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная группа
Общее количество воспитанников: 108 человек.
В 2023-2024 учебном году на 01.09.2023 г. МБДОУ № 46 посещают воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, в количестве 10 человек.
Приказы о зачислении ребёнка в логопункт ДОУ с 01.09.2021
Приказы о зачислении ребёнка в логопункт ДОУ с 20.10.2021 по 01.02.2022
В рамках реализации права на доступное дошкольное образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее- с ОВЗ) в МБДОУ "Д/с № 46" созданы следующие условия.
- Специально оборудованные учебные кабинеты:
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук)
Учебный кабинет (занятия проводят учитель-логопед, педагог-психолог) оборудован специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (для коррекции нарушений речевого развития дошкольников с ОВЗ). Это: мультимедийные комплексы (проектор и экран), мебель (стол письменный и стул для педагога, стол и стулья для детей, зеркало – для логопедических занятий), методическая литература, игры, игрушки, наглядно – дидактические пособия, распечатки с игровыми упражнениями для занятий с детьми, технический материал (краски, альбомы, карандаши, пластилин и т.д.).
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ «Д/с № 46» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала обучающихся, приспособлена для реализации Адаптированной основной образовательной программы для детей ОВЗ, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне образования, максимально обеспечена материалами, пособиями, оборудованием, инвентарем для развития дошкольников с ОВЗ в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития. Направления коррекционной работы: работа по развитию речи, по формированию и коррекции звукопроизношения. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ПМП консилиума, консультативной помощи, занятия индивидуальные с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования; занятия индивидуальные с логопедом по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекций специфических нарушений речи, психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью её активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребёнком.
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), музыкальный центр - в музыкальном зале;
-переносные колонки для проведения праздников на улице;
- магнитофоны (в каждой возрастной группе).
Для обеспечения физического развития дошкольников с ОВЗ в ДОО имеется музыкальный зал (спортивный зал), оснащенный настенными гимнастическими лестницами /деревянные, большими гимнастическими матами, гимнастическими скамейками, ребристой доской, наклонной доской, деревянными стойками для прыжков, дугами пролазывания и прокатывания мячей, мячами разнообразного диаметра, массажными мячами, гимнастическими палками и т.д.
Для развития художественно-эстетических способностей в дошкольном учреждении имеется музыкальный зал, оснащенный пианино, музыкальным центром, проектором и экраном, стульчиками для детей, столиком журнальным «Хохлома» 1шт., ковровым покрытием, музыкальными инструментами, атрибутами для игр и тд.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
- Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
В ДОО отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, составляющий библиотеку детского сада, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях, насчитывает более 200 наименований детской, учебной и учебно-методической литературы.
С целью духовного и нравственного развития, формирование у детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет активной жизненной позиции, гражданско-патриотического сознания, основ здорового образа жизни, создание условий для разностороннего развития, социализации личности между детским садом и МБУК "АГЦБС" заключено СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве.
- Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Имеется музыкальный зал (спортивный зал), в котором проводятся спортивные мероприятия: общеукрепляющая зарядка, занятия физкультурой, спортивные эстафеты, праздники, развлечения. открыть
- Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);- аудиовизуальные (видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе);
- спортивное оборудование (мячи, обручи, массажные дорожки, координационные дорожки и т.п.).
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ:
Конструктивные особенности здания МБДОУ № 46 (1978 года постройки) не позволяют адаптировать объект (устройство пандусов, перил, расширение дверных проемов и т.д.) и обеспечить доступность услуг для инвалидов, передвигающихся на креслах - колясках и инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В ДОУ для обеспечения условий доступности объектов для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 приняты такие меры как:
Для инвалидов с нарушением зрения организовано предоставление информации рельефно - точечным шрифтом (вывеска с названием учреждения, графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля; план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля;), а также организация ситуационной помощи при входе, путях движения (таблички, кнопка вызова для инвалидов, информационные таблички Брайля; тактильная направляющая полоса и плитка жёлтого цвета), определен административный дежурный для сопровождения инвалида внутри здания МБДОУ. Официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих людей.
С целью адаптации ДОУ к требованиям по обеспечению «безбарьерной среды» разработан и утверждён Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности ОСИ
Программа инструктажа по вопросам обеспечения доступности для инвалидов
План мероприятий (дорожная карта) МБДОУ "Д/с № 46" по реализации основных положений Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2015 Дорожная карта предусматривает создание условия для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
- Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ:
Пищеблок ДОО обеспечивает воспитанников горячим питанием согласно 10-дневному меню на основе разработанной картотеки блюд, где указаны раскладка, калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Меню разработано по установленной форме на основе физиологических потребностей детей в пищевых продуктах, с учетом рекомендуемых СанПиН. Использование готовых технологических карт позволяет осуществлять ежедневный контроль качества питания. Дети-инвалиды обеспечены бесплатным питанием. Договор на поставку продуктов заключен с МКУ "Комбинат школьного питания".
- Специальные условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ОВЗ:
1. Наблюдение за состоянием здоровья воспитанников
На основании Договора на организацию медицинского обслуживания детей между ДОО и КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2» врач-педиатр осуществляет лечебно-профилактическую поддержку воспитанникам, проводит диспансеризацию декретированных возрастов (3,5,7 лет). Совместно с медсестрой делает профилактические прививки. Медсестра проводит антропометрические измерения детей в начале и конце учебного года, оказывает доврачебную помощь.
Оборудован медицинский блок, имеющий следующие помещения: медицинский кабинет (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место старшей медсестры и врача), процедурный кабинет. Мед.блок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
Созданы медико-гигиенические условия (оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации).
Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи.
С целью обеспечения комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, в детском саду работает психолого- педагогический консилиум (ППк), взаимодействующий с ПМПК, организованной на базе МБУ Центр «Спутник» г. Ачинска
2. Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
Содержание здания и помещений ДОО осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами.
3. Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В ДОО созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Физическое развитие обучающихся осуществляется в рамках образовательной программы по направлению "Физическое развитие".
Применяется особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
Созданы здоровьесберегающие образовательные условия, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни.
В образовательную программу включены занятия по формированию культуры здорового образа жизни.
В ДОО созданы экологические здоровьесберегающие условия: уборка и озеленение прилегающей к зданию территории.
4. Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ДОО (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)
Рассмотрение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях с обучающимися в рамках реализуемой образовательной программы.
Проведение с обучающимися первичного инструктажа по пожарной безопасности.
Проведение специальной объектовой тренировки по пожарной безопасности на объектах ДОО.
Занятия с обучающимися по соблюдению ПДД, встречи обучающихся с сотрудниками ГИБДД.
Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ДОО, проведение инструктажа по безопасному поведению.
Проведение ежедневных осмотров помещений и внутри дворовой территории на наличие неисправностей и посторонних предметов.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
В МБДОУ имеется свободный доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям и к электронным образовательным ресурсам через интернет-провайдера «Интермедиа» посредством компьютеров в методическом кабинете и в кабинете учителя-логопеда. С помощью сети интернет педагоги имеют возможность воспользоваться необходимой информацией с педагогических сайтов и научно-познавательных.
Воспитанники МБДОУ, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют доступ к информационным системам, специального помещения "компьютерного класса" в МБДОУ нет.
Разработан и действует сайт образовательного учреждения. Сайт имеет версию для слабовидящих.
Интернет-порталы
http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей
http://www.museum.ru Портал «Музеи России»
www.1september.ru Газета «1 сентября»
http://pedsovet.org Педсовет
www.pedopyt.ru ПЕДОПЫТ.РУ.
Коллекции базовых электронных образовательных ресурсов
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
Коллекция электронных образовательных ресурсов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (внеурочная деятельность)
http://www.detskiy-mir.net/ Сайт «Твой детский мир» для детей
https://playroom.com.ru/ Детская «игровая комната»: песни, стихи, игры
http://www.skazochki.narod.ru/ Сайт для детей «Детский мир»: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных
http://www.teremoc.ru/ Детский развлекательный сайт «Теремок»
http://www.smeshariki.ru Сайт посвящен мультфильму «Смешарики»
http://www.solnet.ee/ Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей
http://www.allforchildren.ru Сайт для детей и родителей, на котором много полезного и интересного для развития детей разных возрастов. Загадки, колыбельные, потешки и скороговорки, задачи и головоломки, уроки по рисованию, поделки, энциклопедия, множество игр для дома и улицы
http://www.1001skazka.com На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги
http://www.murzilka.org/ Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией